Новости
Наши предки обладали экосознанием
Оригинал статьи опубликован в газете "Веечерняя Уфа"
Наши предки обладали экосознанием
В издательстве “Китап” имени Зайнаб Биишевой вышла в свет книга доктора филологических наук, главного научного сотрудника Института истории, языка и литературы УНЦ РАН Розалии Султангареевой “Йола - система и нормы жизневедения башкир”. Йола представляют собой древнейшее наследие духовного, практического опыта и многомерную систему норм, предписаний, правопорядка.
Книга, изданная на русском языке, знакомит читателя с обрядами - йола сезонного, семейно-хозяйственного-бытового, целительного назначений. Описывает также поведенческие, этикетные правила. Издание предназначено для широкого круга читателей, а также для специалистов, магистрантов, этнологов и фольклористов. И я бы с удовольствием рекомендовала сей поистине экологический труд читателям, но... книга, выпущенная небольшим тиражом, очень быстро разошлась. Так что ее можно будет найти, в лучшем случае, в библиотеке. Мне кажется, данная работа должна быть обязательно переиздана, поскольку очень интересна, особенно сейчас, когда люди возвращаются к своим корням, осознавая, что мудрость, накопленная предками, бесценна.
С разрешения автора мы публикуем фрагменты из книги.
Приветствие
Все сферы табигат-природы живые, у них есть хозяева. Есть Мать Земли. И горы, и деревья, и вода имеют душу. Мы говорим, что Тенгри есть у каждого из них: тенгри Земли, тенгри Воды и так далее. Все, на что наступаем, - тоже имеет душу. Как попало, без правил, знаний нельзя жить и ходить по земле. Нужно знать хозяев природы и уметь их приветствовать.
Когда утром выходишь из дома, то нужно перешагивать порог с правой ноги, наступать на землю, делая крепкий шаг, говорить: “Бисмиллахир-рахманир-рахим! Именем и с благословения Аллаха, творца двух миров - этого и того света, я начинаю этот день и мою работу!” Смотришь в направлении киблы (на юг) и говоришь: “О Земли пуповина, приветствую и благодарю тебя! Повелитель Кутдус-хазрет, ассалямалейкум! Приветствую!” Затем налево поворачиваешься и говоришь: “Ассалямагалейкум, Кутдус-хазрет! Приветствую тебя, Кудтус - хозяин Земли!” Скажешь это - будет тебе благодать, И Тенгри, хозяин Земли будет возрадован.
Душа Земли
...До 5 июня нельзя трогать красную глину, также до этого времени печку нельзя делать из этой глины. Поэтому печку делают осенью. С 7 июня начинается летняя жара, и в это время поспевает красная глина, тогда и можно землю брать. Земля живую плоть (душу) имеет, и красная глина тоже имеет душу: нельзя беспокоить ее без причины и без нормы. Раньше в землю закапывали монеты на благополучие. Даже вода может укрыться белой пеленой и отдыхать, а земля никогда не спит.
Нельзя плевать на землю - она оскорбляется. ...Если случается такое, то нужно просить извинения.
Нельзя ругаться, кричать возле засеянного поля. Хлеб плохо уродится, засухи настанут.
“Летний Нардуган беречь природу призван”
С 21 июня по 5 июля проводились дни обережения и любви природы. В это время строго запрещалось рубить лес, косить траву, охотиться, резать скотину, копать землю, убивать животных. Можно было только позволить сбор лечебных и полезных трав, которые к тому времени набирались полезных соков. В поле, на священных местах проводили “Оло аят” - совершали коллективное моление во имя благ Земли и мира, приносили в жертву во имя Земли-Воды. Устраивали трапезу с обильными угощениями, проводили скачки, борьбу куреш.
Согласитесь, наши предки к природе относились с почтением и любовью. Они были истинными экологами.
Подготовила
Татьяна БАРАБАШ.
Книга, изданная на русском языке, знакомит читателя с обрядами - йола сезонного, семейно-хозяйственного-бытового, целительного назначений. Описывает также поведенческие, этикетные правила. Издание предназначено для широкого круга читателей, а также для специалистов, магистрантов, этнологов и фольклористов. И я бы с удовольствием рекомендовала сей поистине экологический труд читателям, но... книга, выпущенная небольшим тиражом, очень быстро разошлась. Так что ее можно будет найти, в лучшем случае, в библиотеке. Мне кажется, данная работа должна быть обязательно переиздана, поскольку очень интересна, особенно сейчас, когда люди возвращаются к своим корням, осознавая, что мудрость, накопленная предками, бесценна.
С разрешения автора мы публикуем фрагменты из книги.
Приветствие
Все сферы табигат-природы живые, у них есть хозяева. Есть Мать Земли. И горы, и деревья, и вода имеют душу. Мы говорим, что Тенгри есть у каждого из них: тенгри Земли, тенгри Воды и так далее. Все, на что наступаем, - тоже имеет душу. Как попало, без правил, знаний нельзя жить и ходить по земле. Нужно знать хозяев природы и уметь их приветствовать.
Когда утром выходишь из дома, то нужно перешагивать порог с правой ноги, наступать на землю, делая крепкий шаг, говорить: “Бисмиллахир-рахманир-рахим! Именем и с благословения Аллаха, творца двух миров - этого и того света, я начинаю этот день и мою работу!” Смотришь в направлении киблы (на юг) и говоришь: “О Земли пуповина, приветствую и благодарю тебя! Повелитель Кутдус-хазрет, ассалямалейкум! Приветствую!” Затем налево поворачиваешься и говоришь: “Ассалямагалейкум, Кутдус-хазрет! Приветствую тебя, Кудтус - хозяин Земли!” Скажешь это - будет тебе благодать, И Тенгри, хозяин Земли будет возрадован.
Душа Земли
...До 5 июня нельзя трогать красную глину, также до этого времени печку нельзя делать из этой глины. Поэтому печку делают осенью. С 7 июня начинается летняя жара, и в это время поспевает красная глина, тогда и можно землю брать. Земля живую плоть (душу) имеет, и красная глина тоже имеет душу: нельзя беспокоить ее без причины и без нормы. Раньше в землю закапывали монеты на благополучие. Даже вода может укрыться белой пеленой и отдыхать, а земля никогда не спит.
Нельзя плевать на землю - она оскорбляется. ...Если случается такое, то нужно просить извинения.
Нельзя ругаться, кричать возле засеянного поля. Хлеб плохо уродится, засухи настанут.
“Летний Нардуган беречь природу призван”
С 21 июня по 5 июля проводились дни обережения и любви природы. В это время строго запрещалось рубить лес, косить траву, охотиться, резать скотину, копать землю, убивать животных. Можно было только позволить сбор лечебных и полезных трав, которые к тому времени набирались полезных соков. В поле, на священных местах проводили “Оло аят” - совершали коллективное моление во имя благ Земли и мира, приносили в жертву во имя Земли-Воды. Устраивали трапезу с обильными угощениями, проводили скачки, борьбу куреш.
Согласитесь, наши предки к природе относились с почтением и любовью. Они были истинными экологами.
Подготовила
Татьяна БАРАБАШ.