Новости
В Международном информационном бюро “Voicepress.az” опубликована статья научного сотрудника ИИЯЛ УФИЦ РАН Садыковой Лианы Рифовны
Тюрко-татарская диаспора США в глобализирующемся мире
Сегодня растет количество людей, которые предпочитают выехать за рубеж, жить на чужбине. Со временем жизнь в иммиграции становится психологически более близкой и родной. Прежде всего выделяют старую и новую диаспору. Первые две массовые эмиграции из России были вынужденными, другие вполне добровольно в поисках лучшего образования, интересной работы, высокой зарплаты. Созданные иммигрантами общества одной национальности, живущими вдали от своей родной земли, называют этническими диаспорами.
Необходимо начать с объяснения, что мы будем понимать под термином тюрко-татарская диаспора – это тюркоязычные народы, переехавшие из России преимущественно из Волго-Уральского региона и республик бывшего Советского Союза. Это иммигранты, которые воспринимаются принимающим обществом как культурно одинаковые выходцы из определенной страны. В самой же России этнические различия остаются более значимыми. Диаспора становится именно тюрко-татарской, а не просто иммиграцией, потому что она осознает и воспроизводит свое единство во внешнем мире с тюркоязычными выходцами из России на основе главных культурно отличительных черт – языка, религии и традиции.
Бывшие жители Российской империи и СССР, выехавшие в страны Европы и США, составляют часть тюрко-татарского мира, даже если по своему этническому происхождению они не только татары, но и башкиры, казахи, азербайджанцы, карачаевцы, черкесы, туркмены. Доминирующими факторами, определяющими принадлежность к тюрко-татарской идентичности или диаспоре, остаются язык, религия и традиции. Название тюрко-татары принято ими в соответствии с резолюцией Всероссийского мусульманского съезда 1917 года. В условиях иммиграции они смогли сохранить собственную культуру и структуру внутренней социальной жизни.
Основными центрами компактного проживания тюрко-татар в Соединенных Штатах Америки сегодня являются Нью-Йорк и Калифорния. Основу диаспоры составили тюрко-татары, эмигрировавшие из Европы и азиатских стран по окончании Второй мировой войны.
В США продолжительное время действуют две тюрко-татарские диаспоры – «Ассоциация американских татар» (“American-Tatar Association”) в Нью-Йорке и «Американская тюрко-татарская ассоциация» (“American Turco-Tatar Association”) в Сан-Франциско, местечке Бурлингейм (Калифорния). Нью-Йорк состоит из пяти больших частей – это Манхеттен, Бруклин, Статен-Айленд, Бронкс, Квинс. Квинс – часть города, интересна тем, что здесь сосредоточено большинство татар.
Татары живут в микрорайоне, называемом Колледж Пойнт (College Point). Там располагается здание «Ассоциации американских татар». Колледж Пойнт находится рядом с аэропортом Ла-Гуардия, названном так в честь бывшего мэра города. Многие татары, живущие в этом микрорайоне, всю жизнь проработали в аэропорту и, выйдя на пенсию, получили льготы, которые позволяют им покупать авиабилеты со скидкой и довольно часто путешествовать по миру. Есть семьи татар в Нью-Йорке, которые не являются членами татарской диаспоры, их количество неизвестно. Здание в Нью-Йорке в 1960-х гг. приобрел Айса Мажитов, выходец из Татарстана. Президентом «Ассоциации американских татар» является Орхан Агис.
Ассоциация в Нью-Йорке была создана на базе «Мусульманского единства» (“Moselman Berlege”) сформированного 15 марта 1927 года. Ее основателями были Нияз Максудов из Уфы, Абдулла Атлас, Загидулла Агишев, еще один Загидулла Агишев (тезка), татарин из Оренбурга, царский полковник Рашид Хусаинов, Ахтям Сулейманов, Али Уилсон (Welsh) – пензенский татарин. Это было первое мусульманское общество в Нью-Йорке, и большую часть его руководителей составляли татары. Кроме татар, в «Мусульманское единство» входили другие представители тюркских и мусульманских народов – туркмены, азербайджанцы, казахи, киргизы, кабардинцы, чеченцы, адыгейцы, карачаевцы, крымские татары.
В 1963 г. «Мусульманское единство» меняет название на “Amerika Islam Gemqiete” («Исламское общество Америки»). Приверженцы разных направлений в исламе входили в это общество и создали религиозную организацию. Через некоторое время входившие в «Мусульманское единство» близкие по вероисповеданию и культуре народы стали отделяться и строить свои национальные общества. Сегодня много разных тюркских и мусульманских обществ – крымских татар, туркмен, азербайджанцев, карачаевцев, черкесов. Татары объединились под своим именем в «Ассоциацию американских татар» (“Amerika Tatar Gemqiete”).
Ассоциация занимается только культурной работой, проводит литературно-художественные тематические вечера, праздники и концерты. На праздничные торжества сюда приезжают из разных штатов и даже из Канады. Основные цели и задачи «Ассоциации американских татар» – культурная, образовательная и благотворительная деятельность. Таким образом, организация обеспечивает сохранение языка и культуры в среде татар, уделят особое внимание образованию подрастающего поколения.
В настоящее время бывшие граждане России или, скорее даже потомки, став вынужденными иммигрантами, не теряют связи со своей родиной, объединяются в диаспоры, чтобы не забыть и сохранить национально-культурные традиции своего народа. Можно с уверенностью утверждать, что национально-культурные традиции тюрко-татарской иммиграции – это неотъемлемая часть национально-культурных традиции тюркоязычных народов России. Без нее представления о тюркских народах России и их истории были бы неполными.
Необходимо начать с объяснения, что мы будем понимать под термином тюрко-татарская диаспора – это тюркоязычные народы, переехавшие из России преимущественно из Волго-Уральского региона и республик бывшего Советского Союза. Это иммигранты, которые воспринимаются принимающим обществом как культурно одинаковые выходцы из определенной страны. В самой же России этнические различия остаются более значимыми. Диаспора становится именно тюрко-татарской, а не просто иммиграцией, потому что она осознает и воспроизводит свое единство во внешнем мире с тюркоязычными выходцами из России на основе главных культурно отличительных черт – языка, религии и традиции.
Бывшие жители Российской империи и СССР, выехавшие в страны Европы и США, составляют часть тюрко-татарского мира, даже если по своему этническому происхождению они не только татары, но и башкиры, казахи, азербайджанцы, карачаевцы, черкесы, туркмены. Доминирующими факторами, определяющими принадлежность к тюрко-татарской идентичности или диаспоре, остаются язык, религия и традиции. Название тюрко-татары принято ими в соответствии с резолюцией Всероссийского мусульманского съезда 1917 года. В условиях иммиграции они смогли сохранить собственную культуру и структуру внутренней социальной жизни.
Основными центрами компактного проживания тюрко-татар в Соединенных Штатах Америки сегодня являются Нью-Йорк и Калифорния. Основу диаспоры составили тюрко-татары, эмигрировавшие из Европы и азиатских стран по окончании Второй мировой войны.
В США продолжительное время действуют две тюрко-татарские диаспоры – «Ассоциация американских татар» (“American-Tatar Association”) в Нью-Йорке и «Американская тюрко-татарская ассоциация» (“American Turco-Tatar Association”) в Сан-Франциско, местечке Бурлингейм (Калифорния). Нью-Йорк состоит из пяти больших частей – это Манхеттен, Бруклин, Статен-Айленд, Бронкс, Квинс. Квинс – часть города, интересна тем, что здесь сосредоточено большинство татар.
Татары живут в микрорайоне, называемом Колледж Пойнт (College Point). Там располагается здание «Ассоциации американских татар». Колледж Пойнт находится рядом с аэропортом Ла-Гуардия, названном так в честь бывшего мэра города. Многие татары, живущие в этом микрорайоне, всю жизнь проработали в аэропорту и, выйдя на пенсию, получили льготы, которые позволяют им покупать авиабилеты со скидкой и довольно часто путешествовать по миру. Есть семьи татар в Нью-Йорке, которые не являются членами татарской диаспоры, их количество неизвестно. Здание в Нью-Йорке в 1960-х гг. приобрел Айса Мажитов, выходец из Татарстана. Президентом «Ассоциации американских татар» является Орхан Агис.
Ассоциация в Нью-Йорке была создана на базе «Мусульманского единства» (“Moselman Berlege”) сформированного 15 марта 1927 года. Ее основателями были Нияз Максудов из Уфы, Абдулла Атлас, Загидулла Агишев, еще один Загидулла Агишев (тезка), татарин из Оренбурга, царский полковник Рашид Хусаинов, Ахтям Сулейманов, Али Уилсон (Welsh) – пензенский татарин. Это было первое мусульманское общество в Нью-Йорке, и большую часть его руководителей составляли татары. Кроме татар, в «Мусульманское единство» входили другие представители тюркских и мусульманских народов – туркмены, азербайджанцы, казахи, киргизы, кабардинцы, чеченцы, адыгейцы, карачаевцы, крымские татары.
В 1963 г. «Мусульманское единство» меняет название на “Amerika Islam Gemqiete” («Исламское общество Америки»). Приверженцы разных направлений в исламе входили в это общество и создали религиозную организацию. Через некоторое время входившие в «Мусульманское единство» близкие по вероисповеданию и культуре народы стали отделяться и строить свои национальные общества. Сегодня много разных тюркских и мусульманских обществ – крымских татар, туркмен, азербайджанцев, карачаевцев, черкесов. Татары объединились под своим именем в «Ассоциацию американских татар» (“Amerika Tatar Gemqiete”).
Ассоциация занимается только культурной работой, проводит литературно-художественные тематические вечера, праздники и концерты. На праздничные торжества сюда приезжают из разных штатов и даже из Канады. Основные цели и задачи «Ассоциации американских татар» – культурная, образовательная и благотворительная деятельность. Таким образом, организация обеспечивает сохранение языка и культуры в среде татар, уделят особое внимание образованию подрастающего поколения.
В настоящее время бывшие граждане России или, скорее даже потомки, став вынужденными иммигрантами, не теряют связи со своей родиной, объединяются в диаспоры, чтобы не забыть и сохранить национально-культурные традиции своего народа. Можно с уверенностью утверждать, что национально-культурные традиции тюрко-татарской иммиграции – это неотъемлемая часть национально-культурных традиции тюркоязычных народов России. Без нее представления о тюркских народах России и их истории были бы неполными.
Л.Р. Садыкова
к.и.н., научный сотрудник
Института истории, языка и литературы
Уфимского федерального исследовательского центра
Российской академии наук
Специально для VOİCEPRESS
[Источник]