Новости
Габделбари-хазрат Исаев: Муфтий. Воин. Защитник
18 сентября 2021 г. в Уфе в конгресс-зале мечети «Ихлас» прошел круглый стол на тему «Габделбари-хазрат Исаев: Муфтий. Воин. Защитник», посвященный жизни и деятельности известного религиозного деятеля, участника Великой Отечественной войны 1941–1945 гг., председателя Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири в 1975–1980 гг. Его организаторами выступили Духовное управление мусульман Республики Башкортостан, Мусульманская религиозная организация Кировского района г. Уфы «Ихлас», Ордена Знак Почета Институт истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра РАН. В научном форуме приняли участие ученые, религиозные и общественные деятели Башкортостана, Татарстана и других субъектов Российской Федерации, представители СМИ, студенты светских и религиозных вузов. В нем прозвучали доклады и сообщения, раскрывающие малоизвестные страницы биографии и богословского наследия Габдулбари-хазрата, а также выступления-воспоминания лиц, которые имели счастье быть знакомыми с муфтием лично.
Габдулбари Низамутдинович Исаев (1907–1983) вошел в историю как имам д. Каръявды Бирского кантона Башкирской АССР (1926–1929 гг.), Второй Уфимской (1953–1956 гг.) и Ленинградской (1956–1967 гг.) соборных мечетей и 12-й муфтий российско-советских мусульман. В его образовании и воспитании приняли участие многие известные педагоги и религиозные деятели, в том числе мударрис медресе «Галия» Зияэтдин Камали (1873–1942). Он, став в 14 лет хафизом – человеком, знающим Коран наизусть, много занимался самообразованием, в частности, изучал пятитомный тафсир – толкование Корана – египетского религиозного реформатора Мухаммада Абдо (1849–1905), а также труды по «обновлению» ислама его ученика З. Камали. Мысли этих мыслителей по адаптации мусульманской религии к условиям современности затем нашли отражение в собственных сочинениях Габдулбари-хазрата, часть которые увидела свет только после его кончины.
В судьбе Г.Н. Исаева нашло отражение основные перипетии истории России/СССР ХХ столетия. Он пережил падение династии Романовых и становление Советского государства с его политикой воинствующего атеизма; принял участие в Великой Отечественной войны, из которой вернулся инвалидом по зрению; возглавлял религиозные учреждения, в том числе Духовное управление мусульман Европейской части СССР и Сибири, которые власти стремились превратить в чисто декоративные учреждения, демонстрирующие внешнему миру имеющуюся в стране победившего пролетариата «свободу совести». В докладах зав. отделом ИИЯЛ УФИЦ РАН Фархшатова М.Н. и зам. Директора Института им. Ш. Марджани АН РТ Бустанова А.К., а также сообщениях участников круглого стола нашли отражение как уфимский имам и муфтий в своей практической деятельности и богословском творчестве сумел защитить интересы мусульманского сообщества страны и внести свой оригинальный вклад в сохранение и развитие отечественной богословской мысли.