Новости

Возвращенные имена

Сегодня, 24.11.2022, в прямом эфире программы "Беҙҙең донъя" радио Ашкадар состоялось интервью кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника отдела новейшей истории Института, истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук З.Р.Сабировой на тему "Возвращенные имена". Беседа шла о работе над первым томом "Научное наследие государствнных деятелей, стоявших у истоков создания Башкирской Республики", о продолжении работы над следующими томами в рамках Гранта Главы Республики Башкортостан при поддержке Фонда содействия гражданскому обществу, о жизни и деятельности одного из старейших научных учреждений - Институте истории, языка литературы УФИЦ РАН, о целях и задачах, которые поставили перед собой коллеги в своем проекте, о методах их решения.

В частности, З. Р. Сабирова рассказала, что в нашей башкирской науке историки практически не издавали археографические работы, подобные тем, что выпускали, к примеру, литераторы. Но это литературная археография. Теперь и мы наконец пришли к выпуску фундаментальных исследований. "Толчком послужили работы Карима Идельгужина. Мы начали перевод его статьи, потом перешли на книгу. Многие теперь уже слышали о ней. И вот на сегодня нами обнаружено 5 его книг и множество статей. То же и у других выдающихся людей! К примеру, о том, что у Шарифа Манатова вышло множество статей, да еще и на разных иностранных языках, да еще и за границей, вообще мало, кто знал! И мало, кто до сих пор знает, что он преподавал языки в Коммунистическом университете трудящихся Востока в Ленинграде. Практически не раскрыта его жизнь и деятельность за границей. И говоря о таких деятелях, надо сказать, что мы читаем их работы, вышедшие и в латинской графике. Тот короткий период, 1920-1930- е гг., когда наша республика и некоторые другие республики использовали латинский алфавит, вышли интересные публикации. И этот рукописный и печатный материал довольно легко читаем. Каждому из нас латинский алфавит знаком. Потом, ведь целое поколение успело проучиться на латинской графике. Они после использовали латиницу в переписке между собой. Мы видим это в письмах с фронта, семейной переписке известных личностей, в домашних архивах. Стало понятно, что этот пласт письменных памятников тоже нельзя обойти стороной. Это тоже наша культура, история и самобытность", - сказала Зухра Рамилевна. Участница гранта также отметила, что "К примеру, сейчас очень модно говорить об историках, что они «переписывают» (в смысле переделывают) историю. Это не так. Мы не переписываем ее, а дополняем. Да, в результате наших исследований бывает, что вскрываются интересные факты, которые позволяют совершенно по-иному взглянуть на события прошлых лет. Но это и к лучшему. И тут получается, что это улица с двусторонним движением. Мы помогаем своим проектом людям все это вспомнить, осознать, и они в благодарность несут рукописи, пополняют сведениями наш проект. Значит мы работаем не зря. Приятно, что это самые разные люди, и специалисты – историки, и археографы, и библиотекари, и архивисты, и краеведы, и т.д."

Например, в вышедший том грантодержатели дали несколько документов, подготовленных в свое время Нуриагзамом Тагировым. Это интересная личность. Так, в 1922 г. он стал председателем Общества по изучению быта, культуры и истории Башкирии, который ныне все знают, как Институт истории, языка и литературы. Зная, что общество положило начало институту, мы официально увеличили возраст института до 100 лет. И все, что касается института, мы собираем воедино от юбилея к юбилею. Получается интересная взаимосвязь: то, что мы находим благодаря своим внеплановым научным интересам пополнило плановые и чисто рабочие моменты. Другой пример, К. Идельгужин в своей статье «Башҡорт музыкаһын һаҡлау юлында» пишет, что в 1929-1930 гг. Институт в своих изысканиях поставил ребром вопрос развития советской музыкальной культуры и ее изучения. То есть это было включено в рабочие планы, под это был выделен бюджет. Если бы латинографичная статья К. Идельгужина не была найдена, мы бы об этом не узнали.

На первый взгляд, это узкая информация, но если учесть, что за весь период в институте успело поработать более 300 чел., а многие из них теперь доктора наук, профессора, доценты, есть и члены-корреспонденты, академики, то круг тех, кому это интересно, расширяется: это они сами, их дети, родственники, земляки, близкие, коллеги, их студенты и т.д.